Образовательная миграция во Вьетнаме: вызовы и новые возможности

Научная статья
  • Чанг Нгуен Минь Хуен Вьетнамский национальный университет, Хошимин, Вьетнам nmhtrang@vnuhcm.edu.vn ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-6211-5952
Выражение признательности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ВАОН в рамках научного проекта № 20-511-92002.
Для цитирования
Нгуен Минь Хуен Ч. Образовательная миграция во Вьетнаме: вызовы и новые возможности // ДЕМИС. Демографические исследования. 2022. Том 2. № 1. С. 127–141. DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2022.2.1.10

Аннотация

Международная миграционная активность граждан Вьетнама резко возросла за последние десятилетия, что следует общей глобальной тенденции. Ежегодно миллионы вьетнамцев выезжают более чем в сотню стран мира или возвращаются из них. Также Вьетнам сегодня находится на восьмом месте по количеству студентов, обучающихся за рубежом. Многие вьетнамские семьи выбирают для своих детей обучение за границей, поскольку это позволяет стать ближе к «мировой цивилизации» в рамках глобализационного тренда. Родители, уловившие это веяние, стараются создать все условия для того, чтобы их дети получили доступ к «райскому» образованию в развитых странах. Учеба за границей видится как возможность открыть совершенно новые горизонты, она сулит надежду на перемены и обещает лучшую жизнь в будущем. Четвертая промышленная революция и мощный процесс цифровой трансформации создают необходимость коренного изменения стратегии и методов организации обучения и исследований в области науки и технологий. Наряду с процессом интеграции и интернационализации, проблема «утечки умов», особенно высококвалифицированных молодых кадров, становится большим вызовом для вьетнамских вузов. Способность готовить качественные человеческие ресурсы, создавать исследовательский и инновационный потенциал высокого уровня начинают рассматриваться в качестве не только показателя уровня развития вузов, но и конкурентоспособности каждой из стран в целом. Однако инновационная глобальная экономика дает возможность заменить «утечку умов» циркуляцией умов, когда талантливые люди возвращаются на родину с приобретенными заграницей капиталом, навыками и знаниями, а также связами с многонациональными предприятиями и пониманием используемых там технологических систем, что играет значительную роль в развитии страны. В данной статье приводится критический обзор ситуации с образовательной миграцией из Вьетнама на современном этапе, а также предлагаются возможные пути решения связанных с ней проблем и рекомендации по созданию благоприятных условий для возвращения на родину представителей зарубежного вьетнамского сообщества, способных внести свой вклад в развитие страны.
Ключевые слова:
международная миграция, образовательная миграция, возможности развития, утечка умов, циркуляция умов, мотивация развития

Биография автора

Чанг Нгуен Минь Хуен, Вьетнамский национальный университет, Хошимин, Вьетнам
магистр государственного управления, директор Центра интеллектуальной собственности и трансфера технологий

Литература

1. Global Education Monitoring Report Team. Global Education Monitoring Report, 2019: Migration, Displacement and Education: Building Bridges, Not Walls. Paris: UNESCO, 2018. 362 p. ISBN: 978-92-3-100283-0. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000265866.

2. Overview of Vietnamese Migration Abroad [Báo Cáo Tổng Quan Về Tình Hình Di Cư Của Công Dân Việt Nam Ra Nước Ngoài]. Ha Noi: Consular Department, Ministry of Foreign Affairs of Vietnam [Cục Lãnh sự, Bộ Ngoại giao Việt Nam], 2011. 97 p. URL: https://phapluatdansu.edu.vn/wp-content/uploads/2020/06/bao_cao_tong_quan_ve_di_dan_VN-2.pdf. (In Viet.)

3. Viet Nam Migration Profile 2016. Ha Noi: International Organization for Migration, 2017. 116 p. Reference No. ENG0542. URL: https://publications.iom.int/books/viet-nam-migration-profile-2016.

4. TRIANGLE in ASEAN Quarterly Briefing Note: Viet Nam (January – June 2021). Bangkok: nternational Labour Organization, 2021. 5 p. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---asia/---ro-bangkok/documents/genericdocument/wcms_735109.pdf.

5. Harkins B., Lindgren D., Suravoranon T. Risks and Rewards: Outcomes of Labour Migration in South-East Asia – Key Findings in Viet Nam. Ha Noi: International Labour Organization and International Organization for Migration, 2018. 12 p. ISBN: 978-92-2-131411-0. URL: https://www.ilo.org/hanoi/Whatwedo/Publications/WCMS_630870/lang--en/index.htm.

6. Nicolai S., Wales J., Aiazzi E. Education, migration and the 2030 Agenda for Sustainable Development. London: Overseas Development Institute, 2017. 15 p. URL: https://odi.org/documents/5587/11620.pdf.

7. Pismennaya E. E., Ryazantsev S. V., Luong Dinh Hai, Ochirova G. N. Quality of Life and Education in Russia as Seen by Vietnamese Students. Alma Mater (Vestnik Vysshey Shkoly). 2020. No. 11. Pp. 20–28. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.11-20.020. (In Russ).

8. ILO Global Estimates on International Migrant Workers – Results and Methodology. Geneva: International Labour Organization, 2021. 72 p. ISBN: 9789221326724. URL: https://www.ilo.org/global/publications/books/WCMS_652001/lang--en/index.htm.

9. Handbook of the Economics of Education. Volume 4 / Ed. by Hanushek E. A., S. J. Machin, L. Woessmann. Amsterdam: North Holland, 2011. 708 p. ISBN: 9780444535351. URL: https://www.sciencedirect.com/handbook/handbook-of-the-economics-of-education/vol/4/suppl/C.

10. Sanz R. Education and Migration: An Assessment of the Types and Range of IOM’s Education and Vocational Training Projects. Geneva: International Organization for Migration, 2018. 82 p. Reference No. ENG0630. URL: https://publications.iom.int/system/files/pdf/iom_migration_education_report.pdf.
Статья

Поступила: 07.12.2021

Опубликована: 28.02.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Нгуен Минь Хуен, Ч. (2022). Образовательная миграция во Вьетнаме: вызовы и новые возможности. ДЕМИС. Демографические исследования, 2(1), 127–141. https://doi.org/10.19181/demis.2022.2.1.10
Раздел
Социальная демография