Образовательная эмиграция казахстанской молодежи во время пандемии COVID-19: социальные последствия и проблемы

Научная статья
  • Бибиназ Альманова Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан balmanova.kz@gmail.com ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-8102-0350
  • Лейла Деловарова Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан delovarova@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0003-3163-5933
    ResearchID N-4809-2014
Для цитирования
Альманова Б., Деловарова Л. Образовательная эмиграция казахстанской молодежи во время пандемии COVID-19: социальные последствия и проблемы // ДЕМИС. Демографические исследования. 2022. Том 2. № 2. С. 31-42. DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2022.2.2.3 EDN: IUJMJC

Аннотация

Статья посвящена анализу образовательной эмиграции казахстанской молодежи во время пандемии COVID-19. Международная образовательная миграция – это современная глобальная тенденция, которая из года в год привлекает сотни казахстанской молодежи к миграции в поисках высшего образования. В истории миграционных исследований миграция студентов всегда была центральной темой для обсуждения в соответствии со статистикой национальных и международных отчетов. В условиях глобализации молодые люди с большим энтузиазмом относятся к обучению за рубежом. Однако вспышка пандемии COVID-19 также вызвала серьезные проблемы с образовательной мобильностью студентов из Казахстана. Между тем, существуют ключевые проблемы, связанные с тем, чтобы молодые люди заботились о своем здоровье, соблюдая правила изоляции, а соблюдение социальной дистанции создало еще один социальный эффект. Поскольку международное движение из страны прекратилось, стратегический подход к тому, как продолжить процесс поступления студентов на образовательные программы, сократился, в некоторых случаях подача заявок откладывалась на год или два. Следовательно, это вызвало изменения в мотивации и эмоциональных ожиданиях будущих студентов-мигрантов. Оценивая современную динамику студенческой эмиграции, правительству Казахстана необходимо разработать концепции регулирования оттока. В свою очередь, пандемия дала такую альтернативу, как онлайн-образование, которое, возможно, частично охватило цели эмигрантов, получающих образование за рубежом.
Ключевые слова:
образовательная миграция, пандемия COVID-19, мобильность, миграционный поток

Биографии авторов

Бибиназ Альманова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан
магистр гуманитарных наук, докторант факультета международных отношений
Лейла Деловарова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан
доктор наук, доцент факультета международных отношений

Литература

1. Gribble C. Policy Options for Managing International Student Migration: The Sending Country’s Perspective. Journal of Higher Education Policy and Management. 2008. Vol. 30. No. 1. Pp. 25–39. DOI: https://doi.org/10.1080/13600800701457830.

2. Collins L. F. Researching Mobility and Emplacement: Examining Transience and Transnationality in International Student Lives. Area. 2012. Vol. 44. No. 3. Pp. 296–304. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1475-4762.2012.01112.x.

3. Dustmann C., Fadlon I., Weiss Y. Return Migration, Human Capital Accumulation and the Brain Drain. Journal of Development Economics. 2011. Vol. 95. No. 1. Pp. 58–67. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2010.04.006.

4. Bijwaard G. E., Wang Q. Return Migration of Foreign Students. European Journal of Population. 2016. Vol. 32. No. 1. Pp. 31–54. DOI: https://doi.org/10.1007/s10680-015-9360-2.

5. Cross-border Tertiary Education: A Way towards Capacity Development. Paris: OECD, 2007. 200 p. ISBN: 9789264038493. URI: http://hdl.handle.net/10986/6865.

6. Baas M. Students of migration: Indian overseas students and the question of permanent residency. People and Place. 2006. Vol. 14. No. 1. P. 9–24.

7. Favell A., Eurostars and Eurocities. Free Movement and Mobility in an Integrating Europe. Hoboken, New Jersey: Blackwell Publishing, 2008. 279 p. ISBN: 978-1-4051-3404-0. DOI: https://doi.org/10.4000/belgeo.8179.

8. Rizvi F. Global Mobility and the Challenges of Educational Research and Policy. Yearbook of the National Society for the Study of Education. Vol. 108. No. 2. Pp. 268–289. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1744-7984.2009.01172.x.

9. Delovarova L. F., Smagulov K. E. Migratsionnyye protsessy v Tsentral’noy Azii v kontekste globalizatsii [Migration processes in Central Asia in the context of globalization]: a study guide. Almaty: Kazakh University, 2019. 130 p. ISBN: 978-601-04-3747-0. (In Russ.)

10. Kazakhstan Advanced Migration Profile 2014–2019. Almaty: International Organization for Migration (IOM) Mission in Kazakhstan – Sub-Regional Coordination Office for Central Asia, 2020. 146 p. ISBN: 978-92-9068-919-5. (In Russ.)

11. Nasimova G., Kaplan C., Smagulov K., Kartashov K. Reasons for and factors in educational migration from Kazakhstan. Central Asia and the Caucasus. 2020. Vol. 21. No. 3. Pp. 137–146. DOI: https://doi.org/10.37178/ca-c.20.3.13.

12. Poletaev D., Rakisheva B. Educational Migration from Kazakhstan to Russia as an Aspect of Strategic Cooperation Within the Customs Union. In: Eurasian Integration Yearbook 2011. Almaty: Eurasian Development Bank, 2011. 352 p. ISBN 978-601-7151-21-8.

13. Jussibaliyeva A. K., Iskakova D. M., Bodaukhan K., Iskakova D. B. Trends of Educational Migration of Youth of Kazakhstan Abroad. In: Molodozh’, nauka, obrazovaniye: aktual'nyye voprosy, dostizheniya i innovatsii [Youth, science, education: topical issues, achievements and innovations]: proceedings of the II International Scientific and Practical Conference. Penza: Science and Education Publishing House, 2021. 272 p. ISBN 978-5-00159-919-7. (In Russ.)

14. Ledeneva, V. Yu., Lomakina O. V., Dzhunusov A. M., Begasilov B. T. Educational Policy of Kazakhstan in the Context of Youth Migration. Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher Education in Russia). 2021. Vol. 30. No. 6. Pp. 156–168. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-156-168 (In Russ.)

15. Mitin D. N. Educational Migration: The Notion, Problems and Ways of Solution. RUDN Journal of Political Science. 2010. No. 3. Pp. 123–133. (In Russ.)

16. Pismennaya E. E., Ryazantsev S. V., Skorobogatova V. I. Inostrannyye obrazovatel’nyye migranty v Rossii i ikh dostup na rynok truda [Foreign educational migrants in Russia and their access to the labor market]. In: Migration Bridges in Eurasia: VII international scientific and practical conference “The role of labor migration in socio-economic and demographic development of sending and receiving countries”, Moscow, Stavropol, October 13–18, 2015 / Russian Academy of Sciences, Institute for Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences, North Caucasian Federal University; ed. by Ryazantseva S. V. Moscow: Ekon-Inform, 2015. 499 p. ISBN: 978-5-9907300-2-1. Pp. 156–163.

17. Koerber A., McMichael L. Qualitative Sampling Methods: A Primer for Technical Communicators. Journal of Business and Technical Communication. 2008. Vol. 22. No. 4. Pp. 454-473. DOI: https://doi.org/10.1177/1050651908320362.

18. UNESCO. Global Education Monitoring Report, 2019: Migration, Displacement and Education – Building Bridges, not Walls. Paris: UNESCO, 2018. 362 p. ISBN: 978-92-3-100283-0.

19. Hurley, P., Hildebrandt, M., Brisbane, R. Student, Interrupted: International Education and the Pandemic. Melbourne: Mitchell Institute, Victoria University, 2021. 25 p. ISBN: 978-1-86272-835-6.

20. Mkwananzi F. Higher Education, Youth and Migration in Contexts of Disadvantage. Cham: Palgrave Macmillan, 2019. 267 p. ISBN: 978-3-030-04453-4. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-04453-4.
IUJMJC
Статья

Поступила: 21.01.2022

Опубликована: 01.06.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Альманова, Б., & Деловарова, Л. (2022). Образовательная эмиграция казахстанской молодежи во время пандемии COVID-19: социальные последствия и проблемы. ДЕМИС. Демографические исследования, 2(2), 31-42. https://doi.org/10.19181/demis.2022.2.2.3