Творческая самореализация в аспекте профессиональной ориентации одаренной молодежи

Научная статья
  • Наталья Викторовна Попова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия n.v.popova@urfu.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-8711-6510
    Elibrary Author_id 822722
  • Мария Алексеевна Ванькова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия vankova.maria@urfu.me ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-9322-7674
  • Лариса Максимовна Шорсткая Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия larisa.shorstkaia@urfu.me ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-0479-9767
Для цитирования
Попова Н. В., Ванькова М. А., Шорсткая Л. М. Творческая самореализация в аспекте профессиональной ориентации одаренной молодежи // ДЕМИС. Демографические исследования. 2022. Том 2. № 3. С. 104-115. DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2022.2.3.8 EDN: NQFFVC

Аннотация

Авторы предприняли попытку провести анализ творческой самореализации в аспекте профессиональной ориентации одаренной молодежи. Объект исследования – одаренная молодежь в возрасте от 14 до 18 лет включительно, участвующая в программах российского образовательного центра поддержки одаренных детей «Сириус». Предметом исследования являлись особенности творческой самореализации в аспекте выбора профессии молодежью в возрасте от 14 до 18 лет. Цель исследования: подготовка рекомендаций и предложений руководству центра «Сириус» по вовлечению молодежи в процесс выбора профессии в ходе творческой самореализации. Авторами выдвинуто предположение о том, что для одаренной молодежи в возрасте 14–18 лет свойственна неустойчивость в выборе как творческого, так и профессионального пути. Исследование проведено в образовательном центре «Сириус» методом анкетирования. Исходными данными стали деятельность центра «Сириус», в том числе отряда «Наука. Биология» и результаты анкетирования 16 воспитанников данного центра, возраст которых был от 14 до 18 лет включительно. Авторами выявлены и проанализированы особенности профессиональной ориентации одаренной молодежи, проблемы ее творческой самореализации и их взаимосвязь с выбором профессии. Результаты исследования могут быть использованы учреждениями, реализующими в России программы для одаренной молодежи. Научная новизна исследования заключается в том, что на основе изучения теоретических источников разработана программа эмпирического исследования творческой самореализации в аспекте профессиональной ориентации одаренной молодежи. А его практическая значимость – в выработке предложений и рекомендаций исследуемому учреждению по вовлечению одаренной молодежи в процесс выбора профессии на основе творческой самореализации, а также возможности использования результатов данного исследования при подготовке студентов по направлению 39.04.03 – Организация работы с молодежью по предмету «Менеджмент организационной, культурно-массовой, спортивной и научной деятельности».
Ключевые слова:
творческая самореализация, творчество, одаренная молодежь, профессиональная ориентация, способности

Биографии авторов

Наталья Викторовна Попова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
кандидат философских наук, доцент
Мария Алексеевна Ванькова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
студент
Лариса Максимовна Шорсткая, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
студент

Литература

1. Психология одаренности: от теории к практике / Д. В. Ушаков, А. Н. Адаскина, М. Р. Битянова [и др.]; под редакцией Д. В. Ушакова. – Москва: Издательство «Пер Сэ», 2000. – 128 с.

2. Старобинец-Догляд Е. В. Творческая самореализация молодежи: социокультурный подход. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 4 (168). С. 43–48. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-43-48. EDN: YUACYJ.

3. Парц О. С. Мир одаренного ребенка: через опыт творческой деятельности – к самореализации. Омский научный вестник. 2006. № 8 (45). С. 242–247. EDN: HZUHHN.

4. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 272 с. EDN: YGOAZP.

5. Унагаева Т. О. Особенности творческой самореализации молодежи в современном мире // Трансформация социального мира в современную эпоху: Сборник научных трудов / Научный редактор Т. И. Грабельных. – Иркутск: «Издательство Оттиск», 2019. С. 357–359. EDN: FAUJKQ.

6. Гуляева Л. В., Ефимова Г. З. Исследование особенностей профессионального самоопределения одаренной молодежи (на примере работающей молодежи Тюменской области). Logos et Praxis. 2019. Т. 18. № 1. С. 91–103. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2019.1.9. EDN: FVICLW.

7. Антропова Е. А. Профессиональная ориентация как научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии // Повышение качества подготовки кадров в современных условиях развития образования: сборник научных статей / Л. Н. Анисимова (отв. ред.); Московский государственный областной университет, Факультет технологии и предпринимательства. – Москва: Московский государственный областной университет, 2017. С. 12–15. EDN: YSPRIC.

8. Гриценко Н. Профессиональная ориентация и развитие научно-технического творчества молодежи как фактор развития страны. Русский инженер. 2015. № 3 (46). С. 32–34. EDN: VJVBTD.

9. Кононов А. Н. Профессиональная ориентация молодежи в современной Российской школе: трудности и задачи / А. Н. Кононов // Социокультурная детерминация субъектов образовательного процесса: сборник материалов международной конференции XI Левитовские чтения в МГОУ, Москва, 20–21 апреля 2016 года. – Москва: Московский государственный областной университет, 2016. С. 252–256. EDN: YILLOB.

10. Пономарев А. В. Реализация спортивной одаренности молодежи в аспекте социологического анализа / Пономарев А. В., Попова Н. В., Тропина Л. К., Попов А. Н. // Теория и практика физической культуры. 2020. № 5. С. 20–22. DOI: 10.25629/HC.2018.07.16. EDN: HDLXPM.

11. Шаврина К. Г., Рушина М. А. Изучение вопроса творческой самореализации личности. Человеческий капитал. 2018. № 7 (115). С. 158–163. EDN: XTFEEP.

12. Зайцева М. А. Особенности работы с творчески одаренной молодежью в контексте государственной политики. Социально-политические исследования. 2020. № 3(8). С. 134–148. DOI: 10.20323/2658-428X-2020-3-8-134-148. EDN: JISSRU.

13. Зеер Э. Ф. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. – М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2004. – 188 с.

14. Дружинин В. Н. Психология общих способностей – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 368 с. (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-314-00121-7. EDN: RRKRSF.
Статья

Поступила: 07.04.2022

Опубликована: 01.10.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Попова, Н. В., Ванькова, М. А., & Шорсткая, Л. М. (2022). Творческая самореализация в аспекте профессиональной ориентации одаренной молодежи. ДЕМИС. Демографические исследования, 2(3), 104-115. https://doi.org/10.19181/demis.2022.2.3.8
Раздел
Социальная демография