Привлечение и удержание иностранных студентов в Японии: подходы экономической и миграционной политики

Научная статья
Для цитирования
Шипилова М. А. Привлечение и удержание иностранных студентов в Японии: подходы экономической и миграционной политики // ДЕМИС. Демографические исследования. 2024. Том 4. № 1. С. 146-162. DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2024.4.1.10 EDN: VHQRUR

Аннотация

В статье рассматриваются меры по привлечению и удержанию иностранных студентов, предпринимаемые японским правительством, институтами и различными организациями. В марте 2023 г. правительство Японии объявило о намерении увеличить количество иностранных студентов в стране до 400 тысяч человек за десять лет. Меры по привлечению и удержанию иностранных талантов являются частью политики «нового капитализма» и согласуются с целью интернационализации японской системы образования, прежде всего высшего. В частности, в статье анализируются динамика численности иностранных студентов в Японии и меры поддержки, оказываемые правительством, институтами и иными организациями. Приводится оценка потенциала привлечения и удержания иностранных студентов в контексте сокращения численности работоспособного населения в Японии и обсуждаются проблемы трудоустройства и жизни иностранцев в стране во время и после окончания учебы. Исследование показало, что, хотя традиционно образование являлось одним из основных направлений культурной дипломатии Государства Япония, в настоящие дни правительство также заявляет, что привлечение иностранных учащихся можно рассматривать как один из путей решения социальных проблем и обеспечения устойчивого роста экономики. Например, высказывается мнение, что иностранцы-выпускники японских ВУЗов смогут частично компенсировать нехватку рабочей силы в стране, а кроме того, сыграют важную роль в расширении японского бизнеса и укреплении его позиций на региональных и глобальных рынках. В целях привлечения иностранных студентов правительство, ВУЗы и различные организации принимают всесторонние меры по оказанию им помощи, начиная от упрощения процедуры подачи заявления на поступление, предоставления стипендий на обучение, обеспечения широкой информационной поддержки и заканчивая помощью с трудоустройством после выпуска. Вместе с этим в исследовании поднимаются проблемы, с которыми сталкиваются иностранцы, в частности, иностранные студенты, и которые существенно ограничивают массовый приток иностранных специалистов в Японию.
Ключевые слова:
миграционная политика, иностранные студенты, образовательная миграция, интернационализация образования, высшее образование

Биография автора

Мария Андреевна Шипилова, МГИМО МИД России, Москва, Россия
кандидат культурологии, старший преподаватель, кафедра японского, корейского, индонезийского и монгольского языков

Литература

1. Ламашева, Ю. А. Приоритеты интернационализации японской системы высшего образования на государственном уровне // Власть и управление на Востоке России. 2021. № 4 (97). C. 28–38. DOI 10.22394/1818-4049-2021-97-4-28-38. EDN JGCVVV.

2. Дубровина, О. В. Основные направления культурной дипломатии современной Японии / О. В. Дубровина, О. Ю. Дубинина // Власть. 2019. Т. 27, № 4. С. 234–242. DOI 10.31171/vlast.v27i4.6635. EDN DSHZJG.

3. Рязанцев, С. В. Японская модель привлечения иностранной молодежи в систему высшего образования / С. В. Рязанцев, Т. К. Ростовская, Н. С. Рязанцев // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 9. С. 148–173. DOI 10.17853/1994-5639-2020-9-148-173. EDN QMPXRD.

4. Hennings, M. Japan’s Measures to Attract International Students and the Impact of Student Mobility on the Labor Market / M. Hennings, S. Mintz // Journal of International and Advanced Japanese Studies. 2015. Vol. 7. Pp. 241–251.

5. 權大聖. 現代日本における留学生: 別名・通り過ぎていく人, 帰るべき人 // 東京医科歯科大学教養部研究紀要. 2022年. 2022巻. 52号. P. 85–102. DOI 10.11480/kyoyobukiyo.2022.52_85.

6. Yang, L. To Stay or Leave? Migration Decisions of Foreign Students in Japan. Tokio : The Research Institute of Economy, Trade and Industry. 2016. 19 p.

7. Huang, F. International Students in Japanese National Universities: Their Motivations, Experiences and Outcomes / F. Huang, L. Chen // Journal of International and Comparative Education (JICE). 2022. Vol. 11, No. 1. Pp. 23–37. DOI 10.14425/jice.2022.11.1.1205.

8. Lai, Z. Reasons for Loss of International Talents in Japanese Workplace // In : Proceedings of the 2022 International Conference on Sport Science, Education and Social Development (SSESD 2022). Amsterdam : Atlantis Press, 2022. Pp. 301–308. DOI 10.2991/978-2-494069-13-8_38.

9. Cao, N. T. K. Determinants of International Students’ Decision to Remain in Japan to Work after Graduation //Journal of Asian Economics. 2022. Vol. 82, No. 3. Article 101529. DOI 10.1016/j.asieco.2022.101529.

10. Nam, T. H. Challenges in Attracting International Students to Japan / T. H. Nam, J. Cheng-Hai // Journal of International Scientific Publications Educational Alternatives. 2022. Vol. 20. Pp. 11–25.
Статья

Поступила: 12.01.2024

Опубликована: 29.03.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Шипилова, М. А. (2024). Привлечение и удержание иностранных студентов в Японии: подходы экономической и миграционной политики. ДЕМИС. Демографические исследования, 4(1), 146-162. https://doi.org/10.19181/demis.2024.4.1.10
Раздел
Социальная демография